Активно развивающийся российский атомный ледокольный флот, работающий на Северном морском пути, не останется без работы в летние месяцы этого года. Российский институт арктических и антарктических исследований (ААНИИ) прогнозирует более сложные условия для судоходства на некоторых участках арктических маршрутов этим летом.
Институт с высокой вероятностью прогнозирует сохранение тяжелых ледовых условий в западной части моря Лаптевых и восточной части Восточно-Сибирского моря.
Сложные условия возникают из-за толстого многолетнего льда. Морской лед в этих районах сохранился в конце сезона таяния прошлым летом и впоследствии превратился в двухлетний лед, который представляет большую проблему для судоходства, в отличие от более тонкого и слабого однолетнего льда. В дополнение к двухлетнему льду, образовавшемуся ранней осенью 2022 года, начал формироваться плотный однолетний лед, толщина которого в настоящее время превышает 1 метр.
Ледовая обстановка в водах моря Лаптевых и особенно в Восточно-Сибирском море часто бывает наиболее сложной в зимние месяцы. Если круглогодичная навигация на западных участках маршрута в Карском и Чукотском морях возможна уже много лет, то зимняя навигация на восточных участках остается сложной даже при проводке с помощью атомных ледоколов. Поэтому, в период с января по май в этих районах ходило лишь очень ограниченное число торговых судов, в основном нефтяных и газовых.
В то время как условия на востоке, по прогнозам, останутся сложными, в Карском и Чукотском морях меньше льда, чем обычно, что создает благоприятные условия для судоходства. Более тонкий, однолетний лед позволит раньше перейти к летней навигации для танкеров, перевозящих сжиженный природный газ (СПГ), и нефтяных танкеров с Ямала и Гыданского полуострова, направляющихся в сторону Европы.
Точные и своевременные прогнозы состояния морского льда на маршруте приобрели в последние годы важное значение, поскольку Россия стремится не только увеличить количество судов на маршруте, но и расширить сезон навигации на раннюю зиму и конец весны. «Климат и ледовая обстановка в арктических морях в последнее время очень изменчивая. В такой ситуации заметно возрастает роль качественных и своевременных гидрометеорологических прогнозов, без которых невозможно организовать безопасное и эффективное судоходство в Арктике», — рассказал директор ААНИИ Александр Макаров.
Перед AARI была поставлена задача предоставлять круглогодичные и непрерывные ледовые прогнозы и информацию об условиях на маршруте. Для этой задачи Институт использует ледостойкие платформы и организует ледовые экспедиции.