Судостроительная отрасль переживает период глобальной трансформации. Новые технологии, экологические стандарты, изменение спроса - все это влияет на развитие мирового судостроения. Давайте подробно разберемся, какие инновации ждут эту сферу в ближайшие годы и какие перспективы открываются перед ведущими судостроительными компаниями.
Одним из ключевых трендов является внедрение более экологичных технологий в судостроении. Это связано с ужесточением экологических норм со стороны Международной морской организации (ИМО). Согласно стратегии ИМО, к 2050 году выбросы парниковых газов от мирового судоходства должны сократиться как минимум на 50% по сравнению с 2008 годом.
В связи с этим многие судоходные компании активно модернизируют свои флоты, внедряя более экологичные технологии. В частности, растет использование сжиженного природного газа (СПГ) в качестве топлива для судов вместо традиционного судового мазута. По данным DNV GL, на начало 2022 года в мире эксплуатировалось уже около 500 судов на СПГ. А по прогнозам этой компании, к 2030 году до 30% всех новых судов будут работать на газовом топливе.
К примеру, датская компания Maersk в 2023-2024 гг. планирует ввести в эксплуатацию 8 крупных контейнеровозов, работающих на СПГ. Это позволит снизить углеродный след флота Maersk на 20%.
Также идут активные разработки в области водородных и аммиачных топливных элементов. Их большое преимущество в полном отсутствии вредных выбросов. Внедрение таких технологий позволит сделать судоходство по-настоящему экологичной отраслью. К примеру, крупнейший в мире производитель контейнеровозов HMM Group в 2025 году планирует запустить первое судно на топливных элементах.
Еще один важный тренд - цифровая трансформация судостроения. Активно развиваются "умные" IT-решения для оптимизации работы судов и всей логистической цепочки.
Например, датчики и сенсоры на борту позволяют отслеживать состояние всех систем и механизмов в режиме реального времени. Это сокращает простои на ремонт и повышает эффективность использования флота. По оценкам WaveBlazer, внедрение подобных технологий предиктивной аналитики позволяет снизить операционные расходы на 10-20%.
Активно развиваются технологии автономного и дистанционного управления судами. Норвежская компания Yara в конце 2021 года успешно испытала первый в мире автономный контейнеровоз Yara Birkeland. Он совершил перевозки без экипажа на борту в районе портов Порсгрунн и Бревик.
Эксперты считают, что к 2030-2035 годам появятся первые полностью автономные коммерческие суда. Это позволит значительно сократить издержки судоходных компаний на персонал.
Ведущие судостроительные компании внедряют передовые IT-технологии уже на этапе проектирования судов. Это дает возможность создавать более эффективные и экономичные модели.
Один из таких методов - оптимизационное проектирование. При этом используются специальные алгоритмы искусственного интеллекта, чтобы на стадии концептуальной разработки выбрать самые оптимальные характеристики будущего судна. Моделируются различные варианты энергетических установок, формы корпуса, внутренней планировки и т.д.
Так, финская компания Wärtsilä применила оптимизационное проектирование при создании концепта инновационного круизного судна Olea. По подсчетам компании, это позволит снизить расход топлива на 7-10%.
Еще один перспективный подход - модульная сборка. Она подразумевает унификацию отдельных конструктивных решений и создание базовых модулей. Из них в дальнейшем компонуются разные варианты судов "под ключ" в соответствии с задачами заказчика. Это существенно сокращает сроки и стоимость строительства нового флота.
На фоне оживления спроса на морские путешествия активный рост демонстрирует сегмент круизного судостроения, который сильно пострадал от пандемии COVID-19. По прогнозам Cruise Lines International Association, уже в 2024 году объем круизного рынка достигнет 90% от уровня 2019 года, а к 2027 году полностью восстановится до 32 млн пассажиров.
Это создает благоприятные перспективы для обновления круизных флотов. В частности, растет спрос на суда средней вместимости (1000-2000 человек), которые смогут обслуживать новые направления и региональные рынки.
Также популярность набирают эксклюзивные круизы премиум-класса на небольших яхтах либо научно-экспедиционных судах с возможностью экзотических высадок. Пример - компания Silversea Cruises, которая специализируется на таком формате и планирует расширить свой флот с 9 до 13 судов к 2025 году.
Чтобы привлечь туристов, круизные операторы предлагают новые впечатления и развлечения на борту. Это находит отражение в дизайне новых лайнеров. Например, в конце 2022 года компания Carnival Cruise Line спустила на воду круизный лайнер Celebration с возможностью занятий серфингом прямо на палубе. А MSC Cruises разрабатывает супер-инновационный круизный лайнер MSC World Class, который сможет вместить до 6700 пассажиров. Его запуск запланирован на 2025 год.
Таким образом, несмотря на текущие кризисные явления в мировой экономике, судостроительная отрасль продолжает развиваться. Компании инвестируют в новые технологии, чтобы соответствовать современным вызовам. Можно ожидать, что в ближайшие 10-15 лет судоходство претерпит серьезные изменения - как в технологическом плане, так и в части бизнес-моделей. Главный вектор - повышение эффективности, экологичности и безопасности морских перевозок.