Морские порты играют чрезвычайно важную роль в обеспечении международной торговли и глобальных цепочек поставок. Ежегодно через порты проходят миллиарды тонн самых разнообразных грузов – от нефти и угля до контейнеров и насыпных грузов. В портовой работе задействован огромный флот из сотен тысяч морских судов. Чтобы обеспечить эффективную работу, порты вынуждены взимать множество разнообразных сборов и платежей с заходящих к ним судов. Эти средства идут на поддержание, эксплуатацию и развитие всей портовой инфраструктуры.
Суда, заходящие в порты, сталкиваются со сложной системой самых разных сборов и платежей. Эти сборы можно разделить на несколько основных категорий:
Рассмотрим подробно состав и назначение каждой из этих категорий портовых сборов.
Портовые сборы представляют собой общую плату, которую судно выплачивает за сам факт захода в порт и получение базового набора услуг. К портовым сборам традиционно относятся:
Портовые сборы могут составлять значительную долю в общих портовых расходах судовладельца. Например, танкер Suezmax при заходе на 3 дня в крупный порт может заплатить до 150-200 тыс. долларов только портовых сборов.
Технические сборы представляют собой плату за предоставление судну конкретных технических услуг, связанных с его обработкой и обеспечением безопасности в порту. К ним относятся:
Без оплаты этих сборов судно не получит разрешения на швартовку, грузовые операции и выход из порта. Размер технических сборов зависит от тоннажа судна и может составлять десятки тысяч долларов.
Эти сборы взимаются за использование различных объектов портовой инфраструктуры, без которых невозможна работа судна в порту. К ним относятся:
Без аренды причалов и грузоподъемных механизмов грузовые операции судна были бы невозможны. Эти инфраструктурные сборы идут на ремонт и развитие портовых сооружений.
Эти сборы призваны компенсировать ущерб окружающей среде:
Например, танкеры платят экологический сбор за каждый заход в порт вне зависимости от наличия разливов – как компенсацию потенциального экологического ущерба.
Помимо перечисленных, существует ряд других портовых сборов:
Размер всех сборов устанавливается в соответствующих ставках портовых тарифов.
Таким образом, заход в порт обходится судну весьма недешево. Помимо стоимости бункера и зарплаты экипажа приходится платить массу портовых сборов, которые могут достигать сотен тысяч долларов. Эти средства крайне необходимы для поддержания работы портовой инфраструктуры и предоставления качественных услуг. Однако уровень сборов должен быть экономически обоснован, чтобы не снижать конкурентоспособность портов. От грамотного подхода к тарифной политике зависит эффективность работы морского транспорта.