165 лет назад, 20.7.1848, на Охтенской верфи спустили на воду первый русский винтовой пароход «Архимед». Прежде на пароходах ставили огромные лопастные колёса, страдавшие при обстреле. В начале 1840-х гг. «Архимед» хотели построить для дальней экспедиции Великого Князя Константина Николаевича, но организовать её помешала внешняя политика. Российский царь Николаи I решил заменять военные парусные фрегаты пароходами. Паровой механизм «в 300 сил», винтовой движитель и машинные котлы для парохода-фрегата «Архимед» заказали в Британии.
Строительство судна поручили инженер-полковнику И.А. АМОСОВУ. Он использовал чертежи знаменитого фрегата «Паллада», однако новое судно снабдили двумя «бомбическими пушками полуторанудового калибра» (222 мм) и погребами для боезапасов. Дымовую трубу делали телескопической. При строительстве судна гребной винт диаметром 4,6 м обломился, но это даже улучшило его рабочие качества. К сожалению, «Архимед» плавал недолго. В октябре
1850 г. он разбился о скалы близ датского острова Борнхольм.