Plymouth Marine Laboratory совместно с партнерами в компаниях exactEarth Europe Ltd и TNO, поведали о решениях, которые позволят значительно улучшить соблюдение требований к выбросам с судов и их определение.
За последнее десятилетие Международная морская организация (IMO) ввела ряд новых правил в связи с опасениями по поводу качества воздуха. Выбросы диоксида серы и оксидов азота с судов были ограничены в «районах контроля выбросов», где маршруты с интенсивным судоходством находятся в непосредственной близости от прибрежных районов с высокой численностью населения. К таким регионам например относятся северо-западная Европа и восточное побережье США.
Любое законодательство должно иметь надежную и жесткую программу мониторинга для обеспечения соблюдения отдельными судами. Текущее соответствие измеряется в ходе проверки бортовых журналов и заборов проб топлива в порту, что требует немало времени и средств. Некоторые современные методы, такие как использование дронов, проходят испытания, но вряд ли смогут обеспечить необходимый масштаб для полного охвата, а инспекции в порту по-прежнему необходимы для соблюдения законодательных стандартов.
Ожидается, что по мере глобального роста населения и увеличения объемов торговли с использованием судов без обязательных правил, воздействие загрязнения SO2 и NOX будет еще более усугубляться.
SO2 связан со многими неблагоприятными последствиями для здоровья и представляет особенно высокий риск для детей, пожилых людей и людей с респираторными заболеваниями, например астматиков. Точно так же NOx может вызвать проблемы с дыханием, головные боли, раздражение кожи и глаз.
Чтобы справиться с задачей глобального соответствия и идентификации, сеть мониторинга выбросов с судов должна быть значительно расширена, чтобы она могла круглосуточно охватывать все районы, где осуществляется судоходство. Однако существуют препятствия для достижения полного охвата: непомерно высокие расходы и технические возможности.
Рекомендуемая группой концепция основана на двух широко доступных технологиях: недорогих портативных газоанализаторах, предназначенных для измерения выхлопных газов автомобильных двигателей, как например на сайте https://drom-service.ru/, и спутниковых автоматических идентификационных системах (S-AIS). Комбинируя эти технологии с устройствами, которые уже передают данные о местоположении судов через S-AIS, данный подход потенциально может охватывать 100% мирового океана, а также позволит определять выбросы для отдельных судов в режиме реального времени.
Ведущий автор и руководитель научного отдела PML по морской биогеохимии и наблюдениям д-р Тим Смит рассказывает:
«Используя дополнительную пропускную способность бортовых спутниковых систем автоматической идентификации (S-AIS), мы добились всех трех аспектов - более быстрого, лучшего и дешевого мониторинга выбросов. Быстрее с отчетом данных в режиме реального времени, со скоростью передачи сообщений 4–10 в час даже в регионах с высокой радиочастотной нагрузкой, таких как Балтийский и Ла-Манш. Выбросы измеряются в источнике, внутри дымовой трубы судна, и эти выбросы могут быть однозначно идентифицированы судовым идентификатором MMSI. Сама система стоит дешевле, поскольку датчики выбросов вместе с системой телеметрии S-AIS, обслуживанием и другими затратами составляют порядка 100–1000 евро (тогда как предыдущие подходы основывались на дорогом научном лабораторном оборудовании, станциях мониторинга над мостами или дронах).
«Мы утверждаем, что наш подход подходит для IMO и национальных регулирующих органов, решающих задачу соблюдения требований к выбросам в атмосферу и определения их принадлежности определенному судну».