Государства-члены Международной морской организации (IMO) обсудят инициативу о введении запрета на перевалку грузов с одного корабля на другой. Обсуждение этого предложения состоится уже на следующем заседании юридического комитета Организации Объединенных Наций весной этого года.
После введения беспрецендентных санкций против России резко увеличился объем перевалки грузов с одного корабля на другой: Россия загружает нефтепродукты с берега на небольшие танкеры, а затем перегружает их на более крупные суда и отправляет в Индию и Китай. Данный факт не на шутку встревожил многие правительства в связи с потенциальными рисками для окружающей среды.
Австралия, Канада и Соединенные Штаты направили в чиновникам IMO совместный документ, в котором выражается обеспокоенность по поводу глобального режима ответственности и компенсации, связанного с увеличением случаев перегрузок с одного корабля на другой в открытом океане.
В документе утверждается, что такие морские операции существенно увеличивают риск загрязнения для близлежащих прибрежных государств, а также угрожают режиму совместной ответственности и компенсации, установленному в Конвенции о гражданской ответственности 1992 года и Конвенции о фондах 1992 года. В представлении также утверждается, что рост поддерживаемых Россией перегрузок грузов с корабля на корабль подрывает фундаментальный принцип режима «платит загрязнитель», если так называемые «темные» суда и вовлеченные судовладельцы не могут быть идентифицированы и привлечены к ответственности за ущерб, причиненный возможными разливами нефти и нефтепродуктов.
За последний год в Юго-Восточной Азии, а также у берегов Каламаты в Греции и у берегов Куэты на побережье Северной Африки, появились точки для перегрузки нефтепродуктов с одного корабля на другой.
По данным Bloomberg, объем перевалки с корабля на корабль у Каламаты в греческом заливе Лаконикос в прошлом месяце вырос до более чем 10 млн баррелей, что эквивалентно 360 000 баррелей в день.
Эта модель вызвала интерес у регулирующих органов ЕС, особенно в связи с тем, что многие танкеры, связанные с Россией, теперь используют альтернативных страховщиков. Перспективы получения выплаты от нового российского страхового фонда, поддерживаемого государством, в случае аварии с судном и разлива неясны.