Все виды портовых сборов и тарифов для морских судов
Морские порты играют чрезвычайно важную роль в обеспечении международной торговли и глобальных цепочек поставок. Ежегодно через порты проходят миллиарды тонн самых разнообразных грузов – от нефти и угля до контейнеров и насыпных грузов. В портовой работе задействован огромный флот из сотен тысяч морских судов. Чтобы обеспечить эффективную работу, порты вынуждены взимать множество разнообразных сборов и платежей с заходящих к ним судов. Эти средства идут на поддержание, эксплуатацию и развитие всей портовой инфраструктуры.
Основные виды портовых сборов
Суда, заходящие в порты, сталкиваются со сложной системой самых разных сборов и платежей. Эти сборы можно разделить на несколько основных категорий:
- Портовые сборы – общие пошлины, которые взимаются за сам факт захода судна в порт и предоставление ему базовых услуг.
- Технические сборы – плата за конкретные технические операции, связанные с обработкой и обеспечением безопасности судна.
- Инфраструктурные сборы – платежи за использование различных объектов и систем портовой инфраструктуры.
- Экологические и санитарные сборы.
- Прочие специальные сборы – лоцманский, маячный, ледокольный и др.
Рассмотрим подробно состав и назначение каждой из этих категорий портовых сборов.
Портовые сборы
Портовые сборы представляют собой общую плату, которую судно выплачивает за сам факт захода в порт и получение базового набора услуг. К портовым сборам традиционно относятся:
- Сбор за вход/заход в порт – взимается в момент входа судна в территориальные воды и акваторию порта.
- Сбор за выход из порта – уплачивается непосредственно перед выходом судна из порта в открытое море.
- Сбор за стоянку у причалов – начисляется за все время стоянки судна у причальной стенки порта. Рассчитывается исходя из валовой вместимости судна и количества часов стоянки.
- Сбор за обработку груза – взимается за грузовые операции в расчете на тонну переработанного груза.
Портовые сборы могут составлять значительную долю в общих портовых расходах судовладельца. Например, танкер Suezmax при заходе на 3 дня в крупный порт может заплатить до 150-200 тыс. долларов только портовых сборов.
Технические сборы
Технические сборы представляют собой плату за предоставление судну конкретных технических услуг, связанных с его обработкой и обеспечением безопасности в порту. К ним относятся:
- Буксировка судна в акватории порта от места стоянки до причала и обратно.
- Швартовка и расшвартовка – закрепление судна тросами за причал при постановке к причалу и отвязка при оставлении причала.
- Лоцманская проводка – обязательная для больших судов проводка по акватории порта лоцманом для обеспечения безопасности.
- Услуги капитана порта по контролю за грузовыми операциями.
- Дноуглубительные работы по поддержанию глубин.
Без оплаты этих сборов судно не получит разрешения на швартовку, грузовые операции и выход из порта. Размер технических сборов зависит от тоннажа судна и может составлять десятки тысяч долларов.
Сборы за использование инфраструктуры
Эти сборы взимаются за использование различных объектов портовой инфраструктуры, без которых невозможна работа судна в порту. К ним относятся:
- Арендная плата за использование причалов, необходимых для швартовки судна. Может взиматься за сутки или часы стоянки.
- Сборы за пользование портальными кранами, грузовыми лифтами, конвейерами и другими грузоподъемными механизмами при выполнении грузовых работ.
- Плата за временное использование крытых и открытых складских площадей, контейнерных площадок.
- Сборы за подключение судна к береговым системам электро-, водо- и теплоснабжения.
- Плата за проход судна по подходным каналам и использование железнодорожных и автомобильных подъездных путей.
Без аренды причалов и грузоподъемных механизмов грузовые операции судна были бы невозможны. Эти инфраструктурные сборы идут на ремонт и развитие портовых сооружений.
Экологические и санитарные сборы
Эти сборы призваны компенсировать ущерб окружающей среде:
- Экологический сбор взимается за любые «грязные» выбросы с судна – сбросы неочищенных вод, выхлопы в атмосферу и др.
- Санитарный сбор уплачивается за проведение санитарно-карантинного контроля и дезинфекции судна по прибытии в порт.
Например, танкеры платят экологический сбор за каждый заход в порт вне зависимости от наличия разливов – как компенсацию потенциального экологического ущерба.
Прочие сборы
Помимо перечисленных, существует ряд других портовых сборов:
- Лоцманский и маячный сборы – плата за услуги лоцманов и использование навигационных знаков.
- Ледокольный сбор взимается в зимнее время как плата за проводку судна ледоколом.
- Аварийный сбор на случай необходимости экстренной помощи аварийным службам.
- Сбор за услуги буксиров и вспомогательных судов в порту.
Размер всех сборов устанавливается в соответствующих ставках портовых тарифов.
Таким образом, заход в порт обходится судну весьма недешево. Помимо стоимости бункера и зарплаты экипажа приходится платить массу портовых сборов, которые могут достигать сотен тысяч долларов. Эти средства крайне необходимы для поддержания работы портовой инфраструктуры и предоставления качественных услуг. Однако уровень сборов должен быть экономически обоснован, чтобы не снижать конкурентоспособность портов. От грамотного подхода к тарифной политике зависит эффективность работы морского транспорта.
Источники:
- Мировая практика портового хозяйства, Васильев А.В., 2018.
- Портовые сборы и тарифы, журнал "Морской флот", 2019.
- Статистика морских перевозок UNCTAD, 2020.
- Экономика морских портов, Степанов И.С., 2017.