Морские порты выступают важнейшим элементом глобальной торговли и логистики. По данным Конференции ООН по торговле и развитию, через морские порты в мире ежегодно проходит около 80% объема международной торговли. В условиях непрерывного роста грузопотоков ключевое значение приобретает модернизация и расширение портовой инфраструктуры. Это требует привлечения масштабных инвестиций. Давайте взглянем на наиболее перспективные инвестиционные проекты, которые могут способствовать повышению конкурентоспособности морских портов.
Портовая инфраструктура включает в себя причалы, грузовые терминалы, складские мощности, портовое оборудование, IT-системы и многое другое. Все эти элементы требуют постоянного совершенствования и модернизации. Особую роль сегодня играет внедрение новейших технологий – автоматизация грузовых операций, использование беспилотников, системы удаленного мониторинга позволяют существенно оптимизировать работу портов.
Рост объемов мировой торговли ставит перед портами задачу наращивания пропускной способности. По прогнозам экспертов, к 2030 году грузооборот контейнерных терминалов увеличится в 2 раза по сравнению с 2020 годом. Это потребует колоссальных инвестиций в расширение мощностей.
Еще одна важная тенденция – переход к «зеленым» технологиям. Использование возобновляемых источников энергии, снижение выбросов, переработка отходов – приоритетные направления в портовой инфраструктуре будущего.
Одно из ключевых направлений инвестиций – расширение существующих терминалов. К примеру, порт Антверпен реализует масштабный проект модернизации контейнерного терминала Deurganck, который позволит увеличить его мощность на 1 млн TEU. Инвестиции – 278 млн евро.
Другой пример – терминал Янтянь в порту Шанхая. За счет автоматизации и оптимизации логистических процессов его пропускная способность выросла с 2,5 до 4 млн контейнеров в год.
Важное направление – улучшение взаимодействия морского транспорта с другими видами для оптимальной доставки грузов от двери до двери. К примеру, в порту Роттердама реализуется проект создания единого терминала для перевалки контейнеров с судов на поезда и грузовики.
Другой пример – строительство железнодорожных подъездных путей в порту Владивосток за 9 млрд рублей. Это повысит долю ж/д в грузообороте порта с 65 до 80%.
Одно из приоритетных направлений – снижение негативного воздействия портов на окружающую среду. Например, порт Роттердам инвестирует в установки по улавливанию CO2, чтобы к 2030 году сократить выбросы на 70%.
В порту Антверпена реализуется проект внедрения технологии «холодного железа» для утилизации отходов. Это позволит перерабатывать до 85% всех отходов в порту.
Активно внедряются IT-решения на базе искусственного интеллекта, интернета вещей, больших данных. Они повышают скорость и точность обработки данных, позволяют оптимизировать логистику.
Так, в порту Гамбурга внедрена система умного планирования стоянок судов, основанная на ИИ. Это сократило среднее время ожидания судов на 6%.
Растет использование возобновляемых источников энергии. К примеру, порт Амстердама к 2025 году планирует полностью перейти на энергию ветряных и солнечных электростанций, инвестиции – 143 млн евро.
Другое перспективное направление – внедрение водородных технологий. Порт Роттердама тестирует двигатели на топливных элементах для использования на буксирах и портовой технике.
Основные источники инвестиций в портовую инфраструктуру:
Несмотря на высокую стоимость, портовая инфраструктура считается перспективной отраслью для вложений благодаря стабильному спросу.
Развитие портовой инфраструктуры критически важно для поддержания темпов роста мировой торговли. Как мы убедились, существует множество перспективных направлений для инвестиций - от расширения мощностей до внедрения инновационных «зеленых» технологий. Грамотное вложение средств в эту сферу обеспечит конкурентоспособность портов и эффективную интеграцию в глобальные логистические цепочки.