Морские порты играют чрезвычайно важную роль в функционировании мировой экономики и торговли. По данным Конференции ООН по торговле и развитию, более 80% всего объема международной торговли осуществляется морским транспортом.
Порты представляют собой критически важные транспортно-логистические узлы, через которые проходят глобальные потоки экспорта и импорта. От эффективности работы портовой инфраструктуры напрямую зависит скорость и стоимость доставки товаров.
Порты оказывают целый спектр разнообразных услуг, являясь важными логистическими и сервисными центрами. В этой статье мы рассмотрим основные виды услуг, предоставляемых портами, их вклад в формирование доходов и прибыли портовых операторов.
Основные виды услуг в портах
Морские грузоперевозки
Основная функция портов - обеспечение морских грузоперевозок. Это ключевой источник дохода для подавляющего большинства портовых операторов.
Наибольшую прибыль приносят контейнерные перевозки. Контейнерооборот крупнейших мировых хабов, таких как Шанхай, Сингапур или Роттердам, исчисляется десятками миллионов TEU в год.
Также порты осуществляют перевалку навалочных грузов - руды, угля, зерна. Этот сегмент обеспечивает значительную долю грузооборота для специализированных балкерных терминалов.
Еще одним важным направлением являются наливные грузы - сырая нефть, нефтепродукты, сжиженный газ. Их обработка требует особой инфраструктуры и технологий.
Логистические услуги
Порты предоставляют широкий спектр логистических услуг. Это услуги складов временного хранения, которые позволяют клиентам оптимизировать свою цепочку поставок.
Также востребованы услуги по сортировке, комплектации и упаковке грузов - формирование контейнерных отправок, подготовка генеральных грузов к отгрузке.
Многие порты оказывают услуги таможенного оформления документов, страхования грузов, инспектирования товаров. Это комплексная логистическая поддержка участников ВЭД.
Таможенные услуги
В 2020 году объем оформленных таможенными органами в морских портах грузов составил 604 млн тонн. Услуги по таможенному оформлению востребованы и прибыльны.
Компании-операторы и таможенные брокеры берут на себя взаимодействие с таможней, декларирование, уплату пошлин и налогов. Это экономит время и средства клиентов.
Обслуживание судов
Порты предоставляют услуги бункеровки судов топливом, водой, продовольствием. Также востребован ремонт и техобслуживание флота.
Крупные порты имеют собственные судоремонтные заводы и сухие доки. Мелкий ремонт может проводиться прямо у причала судна. Доходы от судоремонта могут составлять от 5 до 15% выручки порта.
Прибыль от предоставления услуг
Примеры доходов от услуг
По данным порта Антверпен, контейнерный и грузовой сегменты обеспечивают 62% всех его доходов. Еще 31% приносят логистические услуги. В порту Сингапура на долю контейнеров приходится уже 72% выручки.
В китайских портах лидируют контейнерные перевозки - до 75% доходов. В портах Персидского залива значительную часть занимает перевалка и хранение нефти.
Факторы прибыльности
Ключевыми факторами прибыльности портов являются:
- Географическое положение и транспортная доступность
- Наличие грузовой базы и клиентского спроса
- Развитость инфраструктуры и технологий
- Квалификация персонала
- Эффективность управления издержками
Порты, успешно сочетающие эти факторы, демонстрируют высокие финансовые показатели.
Проблемы и вызовы
Основными проблемами и вызовами для портов являются:
- Высокая конкуренция за грузовую базу и клиентов
- Нестабильность спроса на транспортно-логистические услуги
- Необходимость постоянных инвестиций в инфраструктуру и технологии
- Давление со стороны грузовладельцев в отношении снижения стоимости услуг
Чтобы сохранять конкурентоспособность, портам приходится оптимизировать свою деятельность и искать новые источники дохода.
Инновации и перспективы
Повышение эффективности и прибыльности портов тесно связано с внедрением инноваций. Современные технологии - автоматизация, роботизация, большие данные, искусственный интеллект - кардинально меняют портовую логистику.
Концепция "умного порта" предполагает комплексную автоматизацию процессов, удаленный мониторинг за грузами, оптимизацию логистики с помощью искусственного интеллекта. Это позволяет повысить скорость обработки грузов и снизить издержки.
Развитие инноваций будет определять конкурентоспособность портов в будущем.
Таблица 1. Динамика грузооборота морских портов по регионам
Бассейн |
Грузооборот (2016) |
Грузооборот (2019) |
Грузооборот (2020) |
Средний годовой рост (2016-2020) |
Арктический |
74,2 |
92,7 |
95,1 |
6,4% |
Балтийский |
247,2 |
266,1 |
247,7 |
0% |
Азово-Черноморский |
269,3 |
318,8 |
310,4 |
3,6% |
Каспийский |
4,5 |
4,2 |
3,8 |
-3,4% |
Дальневосточный |
191,4 |
216,8 |
219,1 |
3,4% |
Всего по России |
786,6 |
898,6 |
876,1 |
2,7% |
Из таблицы видно, что за последние пять лет наибольший рост грузооборота показал Арктический бассейн (+6,4% в год), что связано с развитием проектов добычи и транспортировки углеводородов на Севере. На втором месте по росту находится Азово-Черноморский бассейн (+3,6% в год), который традиционно занимает лидирующие позиции по объемам грузооборота среди бассейнов РФ. Дальневосточный бассейн также демонстрирует положительную динамику (+3,4% в год), хотя и отстает от общероссийского среднего (+2,7% в год). Балтийский бассейн показывает стабильность объемов грузооборота (0% в год), а Каспийский бассейн - снижение (-3,4% в год). Эта статистика показывает рост спроса на услуги портов в целом по России и в отдельных регионах. Однако она также свидетельствует о некоторых проблемах и вызовах для развития морского транспорта и логистики в стране.
Таблица 2. Инвестиции в портовую инфраструктуру крупнейшими операторами
Оператор |
Объем инвестиций (2019) |
Доля в общем объеме инвестиций |
Группа компаний «УЛК» |
25,8 |
28,8% |
Группа компаний «Дело» |
15,6 |
17,4% |
Группа компаний «СУЭК» |
10,5 |
11,7% |
Группа компаний «Глобал Портс» |
7,9 |
8,8% |
Группа компаний «Новотранс» |
7,3 |
8,1% |
Группа компаний «Транснефть» |
6,5 |
7,2% |
Группа компаний «Морской порт Санкт-Петербург» |
5,3 |
5,9% |
Группа компаний «Металлоинвест» |
4,2 |
4,7% |
Группа компаний «Русал» |
3,1 |
3,5% |
Группа компаний «Мечел» |
2,4 |
2,7% |
Другие операторы |
1,6 |
1,8% |
Всего по России |
89,6 |
100% |
Из таблицы видно, что наибольшие объемы инвестиций в портовую инфраструктуру осуществляют операторы, специализирующиеся на перевалке сырьевых грузов, таких как уголь, зерно и металлы. Такие операторы как ГК «УЛК», ГК «Дело», ГК «СУЭК», ГК «Глобал Портс» и ГК «Новотранс» обеспечивают более половины (74,8%) общего объема инвестиций в порты РФ. Операторы, работающие с нефтепродуктами и контейнерами, такие как ГК «Транснефть» и ГК «Морской порт Санкт-Петербург», имеют меньшие доли в общем объеме инвестиций (13,1%).
Таблица 3. Темпы роста производительности труда в портах за счет автоматизации
Порт |
Страна |
Средний темп роста производительности труда (2010-2019) |
Ранг |
Порт-Хедленд |
Австралия |
10,7% |
1 |
Порт Нинбо—Чжоушань |
Китай |
6,9% |
2 |
Порт Таншаня |
Китай |
6% |
3 |
Порт Циндао |
Китай |
5,8% |
4 |
Порт Жичжао |
Китай |
5,6% |
5 |
Порт Гуанчжоу |
Китай |
4,3% |
6 |
Порт Сингапура |
Сингапур |
1,8% |
7 |
Порт Шанхая |
Китай |
2,8% |
8 |
Порт Сучжоу |
Китай |
2,9% |
9 |
Порт Тяньцзиня |
Китай |
2,9% |
10 |
Порт Роттердама |
Нидерланды |
1,5% |
11 |
Порт Антверпена |
Бельгия |
1,4% |
12 |
Порт Хьюстона |
США |
1,3% |
13 |
Порт Лос-Анджелеса |
США |
1,2% |
14 |
Порт Гамбурга |
Германия |
1,1% |
15 |
Порт Бусана |
Южная Корея |
0,9% |
16 |
Порт Дубая |
ОАЭ |
0,8% |
17 |
Порт Лондона |
Великобритания |
0,7% |
18 |
Порт Нью-Йорка |
США |
0,6% |
19 |
Порт Токио |
Япония |
-0,1% |
20 |
Из таблицы видно, что наибольшие темпы роста производительности труда в мировых портах за счет автоматизации показывают порты Австралии и Китая. Это свидетельствует об эффекте от технологических инноваций, таких как применение промышленных роботов, автоматических систем управления и контроля, цифровых платформ и сетей. Автоматизация производства в портах позволяет повысить скорость и точность обработки грузов, снизить затраты на труд и энергию, улучшить безопасность и экологичность перевозок. Однако автоматизация также предъявляет новые требования к квалификации и переобучению персонала, адаптации к изменяющимся условиям рынка и конкуренции, совершенствованию законодательства и нормативной базы в сфере морского транспорта.
Заключение
Морские порты получают доход от широкого спектра услуг, связанных с обеспечением грузоперевозок, логистики, обслуживанием судов. Ключевым фактором является грузооборот, прежде всего в контейнерном сегменте.
Для поддержания прибыльности портам необходимо развивать сервисные услуги, внедрять инновации, оптимизировать издержки. Гибкость и адаптивность - залог успеха в этой сфере.